Санкт-Петербург,
Невский пр. 54
ежедневно с 11.00 до 21.00

КОНТАКТЫ

+7 (812) 571-40-20

Галерея открыта
ежедневно

по адресу: Невский пр., 54


с 11:00 до 21:00
без выходных

Как купить?

Понравился предмет из каталога? Узнайте, как его зарезервировать: здесь.

Как продать?

Желаете предложить предметы старины на продажу? Узнайте, как: здесь.


18.02.2014

"Крестьянка за столом". Историко-библиографическая справка.

К истории создания и бытования произведения, круга итальянского живописца графа Пьетро Антонио Ротари.

Итальянский художник граф Пьетро Антонио Ротари /родился 30 сентября (или 4 октября) в Вероне – умер 31 августа 1762 г. в Санкт – Петербурге/ прожил в России около 6 лет. Однако его творчество с полным основанием считают заметным явлением не только россики, но и русской художественной культуры 18 века в целом. Точная дата приезда итальянского виртуоза известна благодаря публикации объявления в газете «Московские ведомости». В № 13 за 1756 год сообщалось; «Из Санкт – Петербурга от 30 мая. Вчерашнего дня приехал сюда гр. Ротари, итальянец, который во многих местах себя в искусстве живописи прославил. Оный г. Ротари сюда приехал прямо из Дрездена. Его Величество Король Польский хотя ему показал отличную милость за его искусство и добрые поведения, пожаловал его своим портретом, осыпанным бриллиантами». 1./Цит. по: Я.В,Брук «Ротари в России». Сборник «Советское искусствознание». 1978 г. Выпуск 2, с. 322. В дальнейшем – «Брук. Указ. сочинение»./. Королем польским и саксонским в этот период являлся Август III. Его главной резиденцией оставался Дрезден, столица Саксонии. Ротари провел при саксонском дворе пять лет, хотя первоначально, приехав из Вены в 1751 г., где он около года работал при дворе императрицы Марии - Терезии, он собирался лишь ознакомиться с обширными художественными собраниями Дрездена. В этот период Ротари уже известен как автор композиций на религиозные и мифологические сюжеты, но именно в Дрездене он становится популярным и модным портретистом. Им были написаны портреты принца Саксонского Фридриха Христиана и его супруги принцессы Марии Антонии, которые чрезвычайно понравились августейшим заказчикам. После чего Ротари исполнил портреты самого короля Августа и многих членов королевской семьи, за что и был награжден тем самым портретом Августа III, о котором писали «Московские ведомости». Портрет короля был помешен в оправу из драгоценных камней под плоским алмазом, с этой миниатюрой Ротари не раз изображал себя на автопортретах, созданных уже в России.

В Петербурге Ротари ожидали многочисленные милости русского двора, известность в свете и соответственно немало заказов. Покидая гостеприимный Дрезден, Ротари получил значительную по тем временам сумму на проезд и расходы от императрицы Елизаветы Петровны. Из письма вице – канцлера М.И.Воронцову графу И.И.Шувалову явствует, что «на проезд его /Ротари – А.М./ в оба пути Ея Величество соизволила повелеть 1000 червонных дать». 2./Цит. по: Брук. Указ. соч./ В столице российской империи итальянского живописца приняли с большими почестями: сначала он жил в доме графа Ивана Ивановича Шувалова /фаворита императрицы и известного мецената/ на Неве, а вскоре уже и в собственном богатом доме, расположенном между Большой Морской улицей и набережной реки Мойки. Елизавета Петровна осыпала Ротари необычайными щедротами, по ее именному повелению «вновь выписанному из чужих краев живописцу Ротарию» отпускали столовые припасы и питье от двора, а также приставили к нему повара и скорохода. Богатый дом Ротари, как и его приятный в обхождении и гостеприимный хозяин, быстро стали одной из достопримечательностей Северной столицы. Исследователи творчества художника считают, что именно в этом доме была открыта своеобразная школа – мастерская для русских учеников. Старейший историк русского искусства Д.А.Ровинский полагал, что она существовала в 1756 – 1757 годах, знаменитый итальянец обучал русских начинающих художников, среди которых были и ученики Академии художеств, предлагая копировать свои портреты и декоративные композиции. Известно, что в его мастерской в разное время проходили обучение такие известные русские портретисты, как А.П.Антропов, И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов. По мнению В.Я.Брука, который, пожалуй, наиболее полно изучил архивные документы, проливающие свет на историю жизни Ротари в России, школа для русских учеников существовала и позднее в 1758 – 1759 годах. Именно в этот период у него занимался А.П.Антропов, который написал немало копий с портретов Ротари, а также повторений его знаменитых «головок» и других жанровых картин.

Известно, что русские ученики прославленного итальянского художника неоднократно копировали исполненные им портреты императрицы Елизаветы Петровны и великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II. Примечательно, что, несмотря на несхожесть своих художественных вкусов, обе правительницы оказывали весомое монаршее покровительство графу Ротари, постоянно оплачивая его расходы и наделяя его дорогими заказами. Им нравились его грациозные, холодновато – аристократичные портреты, которые не были перегружены пышными аксессуарами, но в то же время льстили своим моделям. «Изящной светскости ротариевских образов идеально отвечала сама его живописная манера, - справедливо отмечал В.Я.Брук, - гладкая, несколько однообразная, лишенная блестящих ярких красок и живописных эффектов, но при всем том изящная, тонко и со вкусом разработанная, опрятная, «приятно и сладко хорошая». В лучших работах Ротари предстает как несравненный мастер…» 3. /В.Я.Брук Указ. соч., с. 320/. Известно, что портреты Елизаветы Петровны, исполненные Ротари, очень нравились ей, в особенности «портрет в черной кружевной мантилье» 4./Русский музей Инв. № Ж -4937. Государственный Русский музей. Живопись 18 в. Каталог. СПб. 1998 г., с. 153 -154/. Один из первых историков русского искусства 18 в. Якоб Штелин отмечал этот портрет как наиболее схожий с обликом императрицы. Вслед за царицей Ротари заказывали портреты представители русской знати, он писал своего покровителя и основателя Академии художеств - графа И.И.Шувалова, вице – канцлера М.И.Воронцова, практически всех членов семьи богача и мецената графа П.Б. Шереметева и многих других.

За время жизни в Петербурге веронский граф сколотил изрядное состояние. После его внезапной кончины 31 августа 1762 года два душеприказчика - известный итальянский архитектор Антонио Ринальди и венецианский купец, поставщик двора, Деметрио Папанелопуло составили опись его обширного имущества, в которой, кроме денег, золотых и серебряных вещей, дорого платья и мехов, были поименованы 600 работ самого Ротари и кисти других художников. Здесь были и портреты, и многочисленные «головки», и картины голландских и других европейских художников. В течении двух лет все имущество Ротари оставалось опечатанным, и только в августе 1763 г. оно было частично возвращено наследникам – родственникам из Вероны. Стоит упомянуть о том, что 32 картины по духовному завещанию Ротари были отписаны императрице Екатерине Алексеевне, а 12 картин – архитектору Ринальди. Ротари никогда не был женат, поэтому постоянно повторяющаяся легенда о том, что оставшиеся после смерти работы художника были приобретены для двора у его вдовы не заслуживает никакой критики. Действительно, большая часть живописного наследия Ротари оказалась в собственности русского двора, а точнее, самой императрицы, но оформлением купчей занимался вышеупомянутый архитектор Антонио Ринальди, назначенный, как уже говорилось выше, душеприказчиком. То, что это было сделано по личному желанию императрицы Екатерины II доказывает ее записка, адресованная статс – секретарю А.В.Олсуфьеву 7 февраля 1764 г. К записке был приложен счет на 340 произведений Ротари, которые оценивались в 17000 рублей, сумму для того времени очень значительную. Средства перечислялись из личных денег императрицы, так называемой «комнатной суммы», в три этапа в течение 1764 – 1765 годов. Платежные документы сохранились в Российском государственном историческом архиве:
«Счет на нижеперечисленные картины, составленный поверенным упомянутого графа Пиетро Ротари, включающий только произведения этого последнего, нижайше Вашему императорскому Величеству Антонио Ринальди, душеприказчик сего господина Ротари, согласно его личной воле, дня 26 сентября 1763 года представляет:
Полуфигуры большого размера мерою в 1,5 аршина числом 8
Полуфигуры меньшего размера разной величины, из которых три картины с вуалью на переднем плане 24
Поясные портреты одинаковых размеров все лица разного характера коих 18
Головки разных характеров все одинакового размера числом 290
Всего 340 номеров по 50 рублей каждый 17000 рублей».
Счет был подан в Кабинет Ее Императорского Величества 12 марта 1764 г. 5./РГИА, ф. 468, оп. 1, ч. II, № 3875, л. 121. Документ был обнаружен В.Я.Бруком/

Конечно, в этом архивном документе речь идет не только о собственных произведениях Ротари, но и о работах, изготовленных в его мастерской. Обилие работ Ротари, оказавшееся в распоряжении русского двора послужило толчком к их своеобразному, декоративному использованию. По распоряжению императрицы 368 головок и женских портретов были размещена на стенах главного зала Большого петергофского дворца, который ранее назывался Итальянским салоном, а позднее - «Кабинетом мод и граций». Проект новой декорации зала принадлежал французскому архитектору Жан – Батисту Валлен – Деламоту, он разместил многочисленные женские головки и несколько поясных портретов и обманок в шпалерной развеске. Таким образом, чтобы произведения живописи составили единый пестрый ковер, покрывающий все свободные плоскости стен. Соответственно, размеры картин подгонялись под эту развеску: меньшие могли быть надставлены по краям, а более крупные по размерам безжалостно обрезаны. Предполагается, что отделка зала была изменена в 1764 г., но, учитывая, что все работы Ротари могли оказаться в распоряжении архитектора только после 12 сентября 1764 г., следует думать, что это произошло позднее.

Более бережно работы Ротари были использованы при декорировке Китайского дворца в Ораниенбауме, который строился по проекту его друга Антонио Ринальди с 1762 по 1768 год. На стенах Портретной комнаты, которая долгое время носила также название Кабинета Ротари, были размещены 22 головки юношей и девушек. Окаймленные изысканными лепными рокайлями и позолоченными цветами, произведения Ротари производят, пожалуй, наиболее выигрышное впечатление. Характер самих изображений удивительно гармонично сочетается с архитектурным декором Ринальди, также, как и головки веронца, соединяющим в себе стилевые тенденции рококо и грядущего классицизма. А.Н.Бенуа писал также о размещении 25 работ Ротари в другой постройке Ринальди – Гатчинском дворце, где они находились в небольшом покое в конце Греческой галереи.

Особого упоминания в связи с изучением работы «Крестьянка, облокотившаяся на стол» или «Крестьянка за столом», которая является вариантом композиции «Поселянка с собакой» из собрания князей Юсуповых, заслуживает «салон Ротари» в знаменитой подмосковной усадьбе Архангельское. Один из авторов публикации «Пьетро Ротари. Материалы исследования» - М.Н.Никогосян полагает, что тридцать головок Ротари были куплены еще отцом князя Н.Б.Юсупова и впоследствии были размещены в спальне князя Николая Борисовича, которая уже позднее в 1840-х г.г. стала называться «салоном Ротари». 6./Указ.соч., М., 1999 г., с.14/ Известный исследователь итальянской живописи В.Э.Маркова пишет об этих работах: «В особую группу следует выделить картины Пьетро Ротари, число которых в коллекции /князя Н.Б.Юсупова/ достигало 33-х, причем многие их них высокого художественного уровня». 7./ «Ученая прихоть. Коллекция князя Н.Б.Юсупова». М., 2001, т. 1, с. 81/. Здесь мы сталкиваемся с очень сложной проблемой идентификации произведений графа Ротари. Выше уже говорилось, что загруженный заказами художник неоднократно прибегал к помощи учеников в повторении полюбившихся публике произведений. К тому же свои работы он подписывал довольно редко. Обилие копий и повторений оригиналов Ротари создает неверное представление о качественном уровне его живописи. Например, из упомянутых выше работ, приобретенных князем Н.Б.Юсуповым, три картины – «Голова девушки в платке», «Девочка» и «Спящая девушка» практически идентичны аналогичным произведениям из Портретного зала Большого дворца в Петергофе. Исследуемая нами картина «Крестьянка за столом» также является вариантом жанровой композиции Ротари, с конца 18 - начала 19 века находящейся в знаменитом собрании князей Юсуповых. В немногочисленной литературе она упоминается под названием «Поселянка с собакой» /«Пьетро Ротари. Материалы исследования». М., 1999/ или «Крестьянка с собакой».

Авторы статьи в каталоге М.Д.Краснобаева и В.Э.Маркова пишут:
«Картина считалась работой самого Ротари, но была включена авторами публикации /Пьетро Ротари. Материалы исследования. М., 1999 г. – А.М./ в группу произведений мастерской художника. На наш взгляд, отличается весьма высоким уровнем исполнения и является авторской работой Ротари. Картина относится к жанровым композициям мастера, в которых наряду с фигурой присутствуют предметы обстановки и быта, а иногда имеет место и сюжетная фабула. Произведения такого рода встречаются в творчестве Ротари уже в период его работы в Вене и Дрездене (1750-1756). Одна из аналогий композиция «Покинутая» из Старой Пинакотеки в Мюнхене /х., м.; 106х84; Polazzo 1988, р. 48 – 49, № 101/
Выставки: 1994/2 Москва, без каталога (Ротари)

Литература:
1. «Пьетро Ротари. Материалы исследования». М., 1999, с. 49, 56, илл. 47
2. Роlazzo Marco «Pietro Rotari. Pittore del Settecento veronese». Verona, 1988, р. 48 -49, № 101

Изучаемое нами произведение «Крестьянка за столом», по всем технико-технологическим признакам относящееся к середине – третьей четверти 18 столетия, восходит таким образом к живописному оригиналу «Крестьянка с собакой» из усадьбы Юсуповых и картине «Покинутая» из Старой Пинакотеки в Мюнхене. Вероятнее всего, она написана художником мастерской графа Ротари, так как во многих деталях повторяет композицию из усадьбы «Архангельское».


Возврат к списку



Tags:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Контакты

Наш магазин расположен по адресу:

Санкт-Петербург, Невский пр. 54,
станция метро "Гостиный Двор"
(угол Невского и Малой Садовой,
напротив Екатерининского сада)

Часы работы:

Салон открыт с 11:00 до 21:00
ежедневно, без выходных

Как с нами связаться

Телефон: +7 (812) 571-4020, 571-9089
Факс: +7 (812) 571-2057
E-mail: nevsky54@mail.ru
Facebook: facebook.com/Gallery.Petersburg
Instagram: @petersburg_antique
Skype: Salon-Petersburg

Эксперты-консультанты:

Подольский Владимир Ильич
Тришина Ульяна Александровна
Вихорева Дарья Владимировна