Санкт-Петербург,
Невский пр. 54
ежедневно с 11.00 до 21.00

КОНТАКТЫ

+7 (812) 571-40-20

Галерея открыта
ежедневно

по адресу: Невский пр., 54


с 11:00 до 21:00
без выходных

Как купить?

Понравился предмет из каталога? Узнайте, как его зарезервировать: здесь.

Как продать?

Желаете предложить предметы старины на продажу? Узнайте, как: здесь.


03.04.2014

Русская кабинетная бронза второй половины XIX века


Расцвет создания и производства русской кабинетной жанровой бронзовой скульптуры пришелся на 1860е – начало 1880х гг. Этот период стал важнейшей эпохой в развитии отечественной скульптуры. Национальный романтизм и реализм определили дальнейшее развитие пластического искусства вплоть до начала ХХ века.  Наиболее известными мастерами были Е.А.Лансере, В.А.Грачёв, Н.И.Либерих, Л.В.Позен (их работы представлены в собрании салона «Петербург»), Ф.И.Ковшенков, барон фон Клодт и Паоло Трубецкой.
Русское изобразительное искусство оказалось на редкость богатым подлинными самородками. Лансере, Грачёв, Позен, не имея специального художественного образования, достигли выдающихся успехов в области скульптуры малых форм.
Наиболее распространенные сюжеты русской кабинетной бронзы – это военные и охотничьи сцены, сцены крестьянского быта, а также несколько романтизированные композиции из жизни народов России, Кавказа и Ближнего Востока. Возникшее в 1870-е годы увлечение Востоком привело к созданию целой серии этнографических работ в русской бронзе.  В 1883–1885 гг. Е.А.Лансере исполнил ряд скульптур «алжирского цикла», представляющих бедуинов, арабов и арабских жеребцов (в связи с этим хочется обратить особое внимание на композицию «Арабская джигитовка», отлитую на петербургской фабрике Н.Штанге).
Е.А.Лансере (1848–1886) был сыном инженера путей сообщения. Систематического художественного образования не получил, лепкой занимался самостоятельно. Учился у Н.И.Либериха. В 1874 году признан почётным вольным общником Императорской академии художеств. Мастер сюжетной пластической миниатюры, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом. Принимал участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878), Антверпене (1885) и др.
Для творчества Лансере характерно любовное отношение к простому народу, к детям, животным. Эти особенности его творчества позволяют провести некоторую аналогию с поэтом Николаем Некрасовым. Вполне возможно, что народная тематика и лиричность поэм и стихов Некрасова оказала влияние на творчество скульптора. Работы Лансере как по теме, так и по своей реалистической трактовке выделялись на фоне сухих академических произведений на заданные темы. Своей необычной по свежести тематикой они привлекали внимание не только критиков, но и современных фабрикантов. («Крестьянский мальчик с лошадьми», «С пашни», «Крестьянская девушка с коровой»).
Уникальным по сохранности и комплектации является письменный прибор «Охота на медведя» выполненный по модели выдающегося скульптора Н.И.Либериха (1823–1883). В 1859 году он вышел в отставку в чине полковника, затем окончил скульптурное отделение Императорской академии художеств (мастерская П.Н.Клодта).  Первым из русских скульпторов обратился к этнографическим сюжетам, которые позже встречаются в творчестве его учеников, среди которых был Е.А.Лансере. В 1861 году удостоен звания академика ИАХ. Работы Либериха пользовались огромной популярностью и преподносились членам императорской фамилии. В 1865 году скульптор участвовал в царских охотах, после чего создал множество скульптур изображающих охотничьи трофеи и сцены охоты. Значительную часть его творчества занимали заказные подносные офицерские и полковые подарки. Участник выставок Общества поощрения художников (1864), всемирных промышленных выставок (Париж, 1867 и Лондон 1862, 1872).  Ещё один предмет кабинетной бронзы из коллекции нашего салона –  «Отдыхающий крестьянин» работы выдающегося скульптора Л.В.Позена. За успешную деятельность в качестве юриста Позен получил звание тайного советника (1910) и сенатора (1914), имел высокие правительственные награды. В период с 1891 года и до конца 1890-х годов он был единственным скульптором-членом ТПХВ, а не разовым экспонентом. В 1895 году его избрали членом ИАХ, а в 1915-м –действительным членом Совета академии.
Бронзовая скульптура благодаря весьма ограниченному тиражу отливок и высокому качеству проработки всегда была предметом коллекционирования. Известно, что русская кабинетная бронза, предназначенная для представления на международных торгово-промышленных выставках, раскупалась вся ещё до открытия.

Возврат к списку



Tags:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Контакты

Наш магазин расположен по адресу:

Санкт-Петербург, Невский пр. 54,
станция метро "Гостиный Двор"
(угол Невского и Малой Садовой,
напротив Екатерининского сада)

Часы работы:

Салон открыт с 11:00 до 21:00
ежедневно, без выходных

Как с нами связаться

Телефон: +7 (812) 571-4020, 571-9089
Факс: +7 (812) 571-2057
E-mail: nevsky54@mail.ru
Facebook: facebook.com/Gallery.Petersburg
Instagram: @petersburg_antique
Skype: Salon-Petersburg

Эксперты-консультанты:

Подольский Владимир Ильич
Тришина Ульяна Александровна
Вихорева Дарья Владимировна