(812) 571-4020
Время работы

(812) 571-40-20

Санкт-Петербург
Невский пр. 54


Салон открыт с 11:00 до 21:00 ежедневно, без выходных

Как купить?

Понравился предмет из каталога? Узнайте, как его зарезервировать: здесь.

Как продать?

Желаете предложить предметы старины на продажу? Узнайте, как: здесь.

04.04.2014

Доброй охоты!

Предметы мировой живописи и декоративно-прикладного искусства охотничьей тематики, подобно талисману, призваны приносить удачу, украшать залы дворцов, кабинеты и гостиные. Охота является наиболее востребованной темой в антикварном бизнесе не только в России, но и в мире.

Изображения сцен охоты – одни из самых древних в истории человечества. Они всегда ассоциировались с установкой на жизнь и успех. Укоренившись на генетическом уровне, память об этом сохранилась до наших дней.
Охота – занятие по большей части мужское. Соответственно, охотничьей живописью интересовались мужчины, которые сами знали в этом толк. Чтобы заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. Талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении деталей снаряжения, особенностей того или иного вида охоты.
Мастера охотничьего жанра, имевшие хорошую репутацию, могли получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных и монарших особ. Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных. Анималист Александр Швабе много раз писал любимого сеттера Александра II. Николай Сверчков вошел в историю русской живописи как создатель жанра конного портрета. Другим известным художником-анималистом, создателем охотничьих сцен был Рудольф Френц. Со времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине, недалеко от императорской псарни, куда он часто наведывался.
Большинство художников охотничьего жанра были академиками, преподавателями или выпускниками Академии художеств. Законы жанра заставляли мастеров сосредоточенно вглядываться в мир природы, изучать животных, и все увиденное точно переносить на холст. Зрители хотели видеть изображение того, за что они так любили охоту: нетерпение во время ожидания появления дичи, готовность идти на риск, бешеные погони за диким зверем и приятную усталость после завершения охоты. Знаменитая картина Василия Перова «Охотники на привале» сегодня известна каждому. Сам Перов действительно был охотником – неутомимым и страстным. На его картине реально всё – и медный рожок, и сломанные стволы, и враль-помещик, и молодой барин с папироской, и недоверчивый егерь. Враль, кстати, имел реальный прототип – доктора Кувшинникова, открывшего потом в Москве салон. На сегодняшний день в нашей коллекции есть картина Петра Соколова «Возвращение с медведем» 1887 года. По заснеженному тракту на волокушах крестьянин везёт тушу убитого бурого медведя, чуть поодаль в элегантных санях сидит барин, егерь с лайкой идут рядом. В отличие от западноевропейских живописцев с их пристрастием к жестоким сценам убийства животных, русские художники в основном изображали не убийство, а момент непосредственно перед ним, момент особого накала страстей, и именно это стояло в центре композиции.
Ещё одним излюбленным сюжетом охотничьей тематики было нападение волков на тройку или повозку. Многочисленные вариации на эту тему присутствуют и в бронзовой пластике. Это произведения таких известных скульпторов, как Василий Грачёв, Евгений
Лансере, Николай Либерих, Евгений Напс. Расцвет мелкой реалистической пластики приходится на 1860-1880-е годы – период наивысшего развития передового реалистического искусства в живописи.
Отражение охотничьей темы мы находим не только в живописи и кабинетной бронзе, но и в фарфоре. Все самые крупные и известные европейские фарфоровые мануфактуры разрабатывали её. Примером тому может служить знаменитый «Охотничий сервиз», выполненный на ИФЗ во время царствования Екатерины Великой в1762-1796 годах. Его
прототипом был сервиз с охотничьими сценами, выполненный в Мейсене по моделям И.Кендлера в 1741-1742 годах. Севрская, Венская и Берлинская королевские мануфактуры тоже не отставали от моды на охотничьи сюжеты. Нельзя не упомянуть произведения фарфоровых предприятий Копенгагена, чьи скульпторы и художники очень часто обращались к охотничьей теме. Примерами тому могут служить работы таких мастеров, как Эрик Нильсен, Петер Херольд, Генрих Хеннинг, Лауриц Енсен и Свен Ясперсен. Различные вариации фигур собак охотничьих пород, диких зверей и птиц, охотников имели огромную популярностькак в начале ХХ века, так и сейчас.
Говоря о предметах охотничьей тематики, нельзя забывать о мебельном убранстве кабинетов, загородных резиденций и охотничьих домов. Традиционно славятся немецкие мебельные гарнитуры, выполненные с применением оленьих рогов. А трактованные в ренессансной традиции огромные буфеты, панели которых покрывали высокорельефной сюжетной резьбой, можно и сегодня встретить на антикварном рынке.

Возврат к списку


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru