(812) 571-4020
Время работы

(812) 571-40-20

Санкт-Петербург
Невский пр. 54


Салон открыт с 11:00 до 21:00 ежедневно, без выходных

Как купить?

Понравился предмет из каталога? Узнайте, как его зарезервировать: здесь.

Как продать?

Желаете предложить предметы старины на продажу? Узнайте, как: здесь.

21.02.2018

"Галерея бронзовых бюстов всех российских Великих Князей,

Царей и Императоров" Феликса Шопена.

Галерея бюстов.jpg

В 1805 году, во время царствования Александра I, в Петербург приехал Александр Герен и на Васильевском острове основал собственное дело: бронзолитейную мастерскую.

Герен был тесно связан с кругами парижских бронзовщиков. Одним из его французских компаньонов был мастер Жюльен Шопен. В начале 1810-х годов по запросу Герена Ж. Шопен прислал из Франции мастеров (литейщиков, чеканщиков, позолотчиков), необходимое оборудование и инструменты, благодаря чему мастерская была прекрасно оснащена и стала образцом для других предпринимателей в этой области.

Ж. Шопен в Россию для мастерской Герена поставлял модели известных скульпторов того времени, например, Пьер-Филиппа Томира. На Первую российскую мануфактурную выставку 1829 года Герен представил чисто французскую ампирную бронзу с аллегориями, мифологическими фигурами и вакханками и изготовил бронзовую оправу для стеклянной вазы работы Императорского стеклянного завода.

Уже в середине 1820-х годов Герен смог открыть собственные магазины в Петербурге на Большой Морской, а позже и в Москве на Тверской улице. В магазинах продавалось небольшое количество уже готовых изделий, которые можно было приобрести сразу, но основная часть работ выполнялась под заказ.

Герен выпускал в России дорогостоящую бронзу, взяв за пример практику, сложившуюся во Франции: о запущенных в производство моделях сообщалось в прейскуранте мастерской или фабрики и клиент мог заказать понравившийся образец. Прейскурант 1831 года предлагал настольные лампы, канделябры с экранами, люстры и часы, в том числе и часы с композицией «Кориолан и Волумния», по известной модели Томира.

В 1838 году на должность управляющего мастерской Герен пригласил сына его парижского компаньона Феликса Шопена, которого в России называли Феликсом Юльяновичем. И уже в 1841-1842 годах мастерская вместе с магазинами перешла во владения Шопена. С Васильевского острова мастерская была переведена в центр Петербурга на Большую Морскую. Наследник А. Герена - Ф. Шопен, обученный на опыте парижских бронзовщиков, получив процветающую, хорошо оснащенную мастерскую, быстро расширил ее и превратил в фабрику.

В отличие от Герена, Феликс Шопен сразу понял какую пользу делу приносят всероссийские мануфактурные выставки, и с самого начала своей деятельности участвовал практически во всех выставках XIX века.

24 мая 1843 года в Москве открылась 7-я выставка Российских мануфактурных изделий, на которой отдельно были выделены изделия из металла: в 11 зале выставки экспонировались «все металлические, мебель, музыкальные изделия, физические и математические инструменты и все предметы высшей роскоши». На этой выставке фабрика Ф. Шопена получила золотую медаль за высокое качество интерьерной бронзы. Среди образцов работ был представлен бюст, демонстрировавший первый в России самостоятельный опыт использования метода гальванического золочения. Скорее всего, первый опыт использования метода гальванического золочения был еще несовершенным, поэтому в 1844 году этот процесс повторили вновь в присутствии самого изобретателя, профессора Б.С. Якоби. Вызолоченная новым методом крупная фигура Ники впоследствии вновь экспонировалась на Лондонской выставке промышленных работ 1851 года. Шопен первым из русских бронзовщиков освоил метод гальванозолочения и с конца 1840-х годов широко применял его в своей практике.

В 1847 году мастер серебряных и бронзовых дел фабрикант Ф. Шопен присовокупил к бронзовому заведению чугунно-литейный завод со слесарными мастерскими для изготовления чугунных и железных украшений, преимущественно для строений, как то: подъездов, балконов, решеток и каминов, а также для отливки разных машин и снарядов.

Фабрика Ф. Шопена выполнила ряд работ и список ее заказов весьма внушителен: работы для интерьеров Зимнего дворца, гигантские монументальные двери для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве, осветительные приборы и интерьерная бронза для Большого Кремлевского дворца (1845—1849), люстры, часы, канделябры для Мраморного дворца (1849), бронза для Собственного дворца цесаревича в Петергофе (1850), люстра для Гатчинского дворца (1851), различные бронзовые оправы для изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов и Петергофской гранильной фабрики (1843-1886), часы с фарфором для Царскосельского дворца (1857). Кроме того, наряду с другими придворными фабрикантами Шопен занимался такими мелкими работами для императорского двора, как оконная и дверная фурнитура, доделывал вещи из других материалов, ремонтировал старые изделия, изготавливал всякого рода украшения из бронзы, цинка и серебра, памятники, столовые приборы и церковную утварь.

На Всероссийской промышленной (мануфактурной) выставке 1849 года в Петербурге фабрика Шопена представила большую серию из 63 выполненных в натуральную величину бюстов русских князей, царей и императоров от Рюрика до Павла I. Обнаруженные Шопеном в 1840 году мраморные бюсты были весьма далеки от исторических прототипов, поскольку в конце XVIII века, по заказу генерала Корсакова, их сделал довольно известный итальянский скульптор Агостино Пенна (ум. в 1800 г.). Агостино Пенна работал в Риме над оформлением церквей и в России никогда не бывал. Феликс Шопен добавил к этой серии бюст Александра I, которого не было у Пенны. Какими бы ни были художественные достоинства этих бюстов, в данном случае они отразили становление эпохи историзма в рамках русско-византийских сюжетов и даже зарождение основ будущего «русского стиля». Бюсты вообще играли значительную роль в скульптурном убранстве интерьеров середины второй половины XIX столетия, поэтому Шопен обращался к этому жанру и позже, отливая бюсты Екатерины II, Николая I и Александра III.

Серия бюстов

Особое место в работах Шопена занимали бюсты российских правителей. Работа с бюстами началась с того, что в 1840 году он обнаружил мраморные бюсты, которые выполнил скульптор из Италии А. Пенна.

В России итальянскому скульптору побывать не удалось, поэтому его бюсты российских царей и князей были очень условно схожи с настоящими историческими персонажами. Тем не менее Шопену понравилась идея создания серии бюстов и уже через девять лет на очередной выставке он представил сразу 63 бюста российских правителей, которые выполнил в натуральную величину.

Пятнадцать лет спустя Шопен представил на международной выставке в Париже уменьшенные версии царских бюстов. Это было трудное для фабрики время, связанное с общим экономическим упадком в стране, когда производство особенно нуждалось в деньгах. Переход от крупных бюстов к их уменьшенным копиям оказался удачным ходом, т.к. теперь они относились к кабинетной скульптуре и пользовались спросом.

Интересно, что для уменьшения скульптур мастер применял особое приспособление, которое было изобретено во Франции. Чтобы воспользоваться им, Шопену пришлось приобрести соответствующий патент.

Автор также экспериментировал и с искусственными патинами, которыми покрывали бронзу. Эти опыты позволили скульптору достичь совершенной бронзовой поверхности, чем не моги похвастать другие российские мастера. В уменьшенной версии серия состоит из 64 бюстов.  

Когда Шопен работал над своей знаменитой серией бюстов российских правителей, он решил оградить себя от конкурентов и оформил патент, дающий ему право на исключительное производство бюстов в течение обозначенного периода.

Клеймо 1.jpg Клеймо 2.jpg

Эту практику он позаимствовал у себя на родине во Франции, где крупные фабриканты заключали со скульпторами договора на единоличное право отливки работ по их формам. Причем французы выдавали патенты обычно на 20-25 лет, однако в России, где из года в год все стремительно менялось, Шопен решил оформить патент всего на десять лет.

Первый патент был получен им в 1867 году, что нашло свое отражение и в клеймах. Бюсты, созданные в период с 1867 по 1877 год, помечали специальным патентным клеймом округлой формы с надписью «отъ М.Ф. на 10 лет» (от Министерства Финансов на 10 лет). Однако, есть мнение, что бюсты производились всего 2 года.

Бюсты распространялись по подписке через объявление в газете.

Обьявление Шопен.jpg

На бюстах была нумерация в соответствии со списком Великих Князей, Царей и Императоров на тот момент. Номер ставился и на подставке, и на самом бюсте. Однако, встречается путаница с номерами, отсутствие номеров и несоответствии номеров на совершенно подлинных бюстах.

На сегодняшний день полное собрание бюстов есть только в частных коллекциях.

Известные музейные коллекции:

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (г.Москва)

Государственный музей-заповедник "Царицыно" (г.Москва)

Государственный музей истории Санкт-Петербурга (г.Санкт-Петербург)

Моршанский историко-художественный музей (г.Моршанск)

Государственный Русский музей (г.Санкт-Петербург)

Лодейнопольский историко-краеведческий музей (г.Лодейное поле)

Государственный музей-заповедник «Царское Село» (г.Пушкин (Санкт-Петербург))

Государственный Эрмитаж (г.Санкт-Петербург)

Государственный исторический музей (г.Москва)

Рыбинский музей-заповедник (г.Рыбинск)

Государственный музей-заповедник "Петергоф" (г.Санкт-Петербург)


Возврат к списку


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru