(812) 571-4020
Время работы

(812) 571-40-20

Санкт-Петербург
Невский пр. 54


Салон открыт с 11:00 до 21:00 ежедневно, без выходных

Как купить?

Понравился предмет из каталога? Узнайте, как его зарезервировать: здесь.

Как продать?

Желаете предложить предметы старины на продажу? Узнайте, как: здесь.

05.09.2018

История объединения «Мир искусства»

Историю возникновения «Мира искусства» - объединения, собравшего вокруг себя крупнейших русских художников рубежа 19-20 века, можно начать с создания в Петербурге так называемого «кружка самообразования», состоявшего из студенческой молодежи - друзей, интересующихся искусством и вопросами национальной культуры. В круг входили Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев, Вальтер Нувель, Лев Бакст (Розенберг), Константин Сомов, Евгений Лансере.

Первой совместной экспозицией объединения, получившего свое название «Мир искусства» несколько позже – по имени журнала, который начал издаваться в 1899 году, стала масштабная «Выставка русских и финляндских художников», прошедшая в залах Музея барона Штиглица. На выставке, главным организатором которой выступил Сергей Дягилев, впервые серьезнейшим образом заявило о себе новое поколение художников, стремившихся пересмотреть сложившуюся академическую иерархию, а также ценности сходившего на нет движения передвижников.

Один из главных лидеров объединения на этапе его возникновения Дягилев был одержим целью утвердить значимость русского искусства в общемировом масштабе и стремился объединить новое поколение художников, чтобы завоевать достойное место в европейской художественной жизни. Российскую сторону проекта, помимо петербургской группы, состоявшей из художников Сомова, Бакста, Бенуа и Лансере, представляли и именитые московские авторы, такие как Врубель, Левитан, Серов, Коровин, Нестеров и Рябушкин. Так, на самом начальном этапе своего становления объединение «Мир искусства» обозначило стремление скоординировать московский и петербургский круг художников, чтобы стать репрезентативным отражением всех передовых устремлений искусства России рубежа веков. Представительство финских авторов на выставке возглавил уважаемый художник Альберт Эдельфельт. Именно на сложившуюся во время данного выставочного проекта группу художников опирался в дальнейшем Дягилев при создании журнала "Мир искусства", ставшего центром артистической жизни России начала 20 века.

Благодаря журналу объединение и получило свое название, сохранившееся в истории, поскольку под заглавием «Мир искусства» ежегодно устраивались масштабные художественные выставки. Вокруг издания, выходившего с 1899 по 1904 год, вращалась вся культурная и интеллектуальная жизнь России своей эпохи. Постепенно, помимо петербургской группы, образовавшейся ранее вокруг Дягилева и Бенуа и участвовавшей в выставке 1898 года, к объединению примкнули практически все крупнейшие художники своего времени. Так, на ранних этапах с объединением сотрудничали такие художники как Врубель, Нестеров, московские прославленные живописцы: Коровин, Архипов, Малютин, Виноградов.

Выставки «Мира искусства» в значительной степени воздействовали на изменения в эстетических взглядах своих современников. В художнике-представителе объединения, ярчайшим примером чему может служить Александр Бенуа, воплотился новый тип художника-эрудита и интеллектуала, знатока истории искусства, открывающего забытые черты прошедших эпох, и универсального автора, способного работать в большинстве видов искусства.

В 1903 году по инициативе московской группы авторов создается новое объединение «Союз русских художников», к которому присоединяется и группа «36 художников» (московские живописцы-участники выставок «Мира искусства»), а затем и большинство из петербургских участников объединения. Возникновение «Союза» совпадает с периодом кризиса в журнале и одноименном художественном объединении, в результате чего заканчивается первый этап истории «Мира искусства», неразрывно связанный с именем Сергея Дягилева. В конце 1904 году выходит последний номер журнала, и объединение на шесть лет прекращает активную совместную деятельность.

19 марта 1910 в газете «Речь» публикуется статья Александра Бенуа из цикла «Художественные письма», содержащая весьма бескомпромиссную критику работ молодых московских авторов, примкнувших к седьмой выставке «Союза русских художников»: Павла Кузнецова, Георгия Якулова и лидера “молодых” Михаил Ларионов. Ключевое обвинение Александра Бенуа, брошенное в адрес нового поколения художников, заключалось в их подражании европейским современным живописцам. Статья вызывает недовольство московских членов Союза, которые организовывают коллективный протест. Бенуа не смягчил своих оценочных суждений, но предпочел выйти из состава «Союза русских художников». За критиком последовали Серов, Сомов, Бакст, Лансере, Добужинский, Осроумова-Лебедева, Билибин, Рерих, Кустодиев и другие художники. В том же году было объявлено о возрождении объединения «Мир искусства» авторами, покинувшими Союз. Так начинается второй период в истории группы.

Первая выставка «Мира искусства» после возобновления деятельности состоялась в Петербурге и затем была показана в Москве. Следующие выставки товарищества, которые проходили регулярно, также демонстрировались в обеих городах, а вторая — еще и в Киеве. К 1917 году общество насчитывало более 50 действительных членов. Последняя дореволюционная выставка состоялась в художественном бюро Е.Н. Добычиной в Петрограде и стала настоящим событием в жизни города. В 1917 году в состав «Мира искусства» вступают бывшие члены объединения «Бубновый валет»: Куприн, Лентулов, Мильман, Фальк и другие. Председателем общества избран Машков. На московских выставках объединения преобладают произведения бывших членов «Бубнового валета», тогда как практически отсутствуют художники «Мира искусства» старшего поколения.

В конце 1910-х годов вновь намечается раскол и отделение петроградской группы художников, которая начинает организацию собственных выставок. Постепенно, творческие открытия авторов объединения «первого поколения» уступают место передовым авангардным течениям и группам левого толка. Последняя совместная выставка «Мира искусства», на которой представлен блистательный состав художников: Бенуа, Добужинский, Браз, Головин, Остроумова-Лебедева, Серебрякова, Чехонин, Громов, Зандин, Нерадовский и другие, - состоялась в 1924 году, ознаменовав собой окончание истории объединения.

Возврат к списку


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru