| 14.03.2011 |
|
Отношение к высочайшему подарку как к награде не было однозначным. Являясь, пожалуй, одним из наиболее архаичных видов пожалования, он пришел в наградную систему Российской Империи еще из наград Древней Руси. Его эволюция отражает особенности социокультурного развития Российского государства.
Петром Первым был предложен новый вид награды, заимствованный из Европы - ордена. Его новизной являлось то, что наряду с "наградой-вещью" вводилась "награда-знак". Теперь пожалование происходило не только ценным предметом, но и знаком, имевшим лишь условную ценность в системе государственных отличий. В результате формирования наградной системы каждому ее виду было отведено свое место. Новый вид награды завоевывает при этом, пожалуй, лидирующее. Положение позиция высочайшего подарка при этом обусловлена тем, что эта награда жалуется непосредственно из рук самого императора. Вещи для подарков глава государства выбирает также лично и жалует по собственному усмотрению. Подарки на протяжении всего 18 - начала 19 веков предназначались, в связи с этим, преимущественно лицам высшего света. Эти вещи характеризует представительность, парадность. Стоимость вещей, идущих на подарки, велика, поскольку они символизировали богатство и славу самих государей, так как богатство и слава императоров - это богатство и слава их государства.
Двойственность природы высочайшего подарка (а именно то, что, с одной стороны, это была награда, а с другой, он всегда оставался вещью, то есть представителем бытового мира) ярко проявилась во второй трети 19 - начале 20 веков. Для раскрытия этого явления надо принять во внимание эволюцию отношений человека и вещи в этот период.
Быт есть то, что складывается из многих составляющих: это и ежедневное поведение, традиции, характер труда и досуга, формы отдыха и многое, многое другое, в первую очередь, жизнь вещей. На протяжении многовекового культурного цикла общественная действительность воспринималась, разделенная на две противоположные сферы: высокую, к которой относились сфера государственности, служения, религии, войны, политики, родового бытия, и низменную - сферу быта. Отсюда восприятие вещи как предмета быта обусловлено именно таким отношением. Во 2-й трети 19 века такое положение меняется: полупустые интерьеры домов становятся переполненными вещами. На смену лаконичному классицизму приходит бидермейер с его любовью к вещам. Человек начинает выбирать окружающие его вещи, которые складываются в бытовую среду, отражающую, как ничто другое, его внутренний мир и отношение к действительности. Развитие производства приводит к увеличению выпуска вещей. Российские и всемирные промышленные выставки являются непосредственным подтверждением тому, что в этот период создается огромное множество предметов, в том числе и предметов роскоши. Между тем развитие технологий, стремление к ускорению и увеличению выпуска продукции приводит к созданию серийных предметов, что удешевляет их и в прямом, и в переносном смысле. Отсюда происходит изменение восприятия вещи в культуре. Она теряет свою неповторимость и, соответственно, индивидуальность.
В результате реформ середины 19 века происходит не только подъем промышленности и технологий, но также развитие и других областей, в частности права и законов. Это выразилось в систематизации наградной системы. Наградной подарок разделяется на две группы: вензелевый и обыкновенный. Происходит четкая регламентация - кому и за какие заслуги он жалуется. Теперь только вензелевые подарки жалуются по личному рескрипту императора, что же касается обыкновенных, то их жалуют, как и другие награды, по чинам, по представлениям от начальства.
В силу вышеназванных факторов, происходит изменение в отношении к высочайшему подарку. С одной стороны, котировка вещи понижалась, с другой стороны, предметы, шедшие на подарки, были образцами творчества лучших мастеров страны, что обусловливало их высокое качество. Изделия, выпускаемые фирмами и мастерами, поставщиками Двора Е.И.В. Кеммерером, Кейбелем, Брейтфусом, Зефтигином, Болином, Бр. Грачевыми, П.Овчинниковым, Сазиковым, Морозовым, Хлебниковым, К.Ганом и, конечно, фирмой К.Фаберже, ставило их вещи на другой уровень по сравнению с серийными изделиями, распространяющимися в это время. Это делало их вещи гораздо привлекательнее для тех, кому они предназначались. Тем не менее, многое зависело также и оттого, к какому классу принадлежало награждаемое лицо. В восприятии чиновника, к примеру, XIV - XII класса жалуемый ему подарок не воспринимался однозначно. Если учесть, что цена обыкновенного подарка, который он мог получить по своему классу, равнялась сумме годового жалования этого лица, то это объясняет желание многих взять вместо подарка деньги. В подтверждение этого говорят законы, издающиеся в 50-60-е годы 19 века, которые позволяли брать вместо подарка деньги - его стоимость, а также разрешающие обратные покупки предметов.
Иначе обстояло дело с вензелевыми подарками. В силу того, что они сохраняли на себе отпечаток былой традиции личной награды императора, получение такого подарка считалось выражением особого императорского благоволения. Судя по послужным спискам, такие награды жаловались лицу, когда он уже обладал другими высочайшими наградами. Значение этого вида подарка можно проследить на примере награждения бельгийского посла де Линя и английского посла Гренвиля, прибывших на коронацию Александра II, описанное присутствующим при этом графом Г.А.Милорадовичем. Им обоим пожаловали бриллиантовые табакерки с портретом Его Величества. Граф Гренвиль был пожалован таким подарком, поскольку по английским законам не полагалось принимать ордена других государств. Князь же де Линь отказался от предложенной ему звезды Александра Невского с бриллиантами, так как был кавалером высших орденов других государств. Какие-либо особые отношения с Бельгией у России отсутствовали, поэтому ему не могли пожаловать высший орден Св. Андрея Первозванного, посему было решено заменить его портретной табакеркой.
В случае с англичанином и бельгийцем подарок выступал как аналог высочайшего ордена страны, поскольку другим послам, например, послу Австро-Венгрии Павлу Эстергази, по случаю коронации были пожалованы именно бриллиантовые знаки ордена Св. Андрея Первозванного.
Чтобы представить себе категорию высочайшего подарка, необходимо рассматривать его в трех ипостасях: 1) как неотъемлемую часть жизнедеятельности исторического человека; 2) в качестве вида российской наградной системы; 3) как представителя мира вещей. Выяснение связей кабинетского подарка с важнейшими явлениями, происходящими в обществе, способствует определению его места и значения в отечественной культуре.
Литература.
Санкт-Петербург, Невский пр. 54, станция метро "Гостиный Двор" (угол Невского и Малой Садовой, напротив Екатерининского сада)
Мы открыты с 11:00 до 21:00 ежедневно, без выходных.
Политика обработки и защиты персональных данных.
Политика конфиденциальности.
Телефоны: +7 (812) 571-4020,
571-2057, 571-9089
E-mail: nevsky54@mail.ru
Вконтакте: vk.com/petersburgantique
Telegram: petersburg_antique
Дзен: nevsky54antik
Вихорева Дарья Владимировна
Подольский Владимир Ильич
Тришина Ульяна Александровна
Галерея "Петербург" входит
в Ассоциацию Антикваров
Санкт-Петербурга
Мы можем организовать доставку выбранного Вами товара по России с помощью транспортных и почтовых компаний. Осуществим надежную упаковку. Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, в зависимости от выбранного товара. Небольшие предметы отправим по стоимости пересылки транспортными компаниями.
Принимаем к оплате наличные, карты Visa, MasterCard, American Express.