Архитектурная акварель 19 века
Совершенно особым явлением в искусстве 19 века становится так называемая «архитектурная акварель»: детальные, виртуозные проработки архитектурных пейзажей, экстерьера и интерьера средствами акварельной живописи. Вплоть до конца 19-начала 20 столетия, когда понимание задач живописной техники кардинальным образом меняется в связи с распространением фотографии, акварельные работы будут являться основной формой отражения исторического пейзажа.
Применение акварели как живописной техники в архитектурных эскизах начинает активно распространяться в 18-м веке. Главным аспектом, повлиявшим на развитие архитектурной акварели, стало то, что в техническую документацию на правах главного изображения вошла «перспектива». Для получения яркого образа и создания эффекта реального присутствия у зрителя художники и архитекторы стали создавать не просто точные чертежи и трехмерные проекции своих проектов, но и изображения, включающие в себя окружающий пейзаж и несколько планов. В «перспективу» также включаются люди и элементы определенной исторической эпохи. В результате автором создавалось полноценное художественное произведение, передающее целостный образ. Эмоциональные и живописные характеристики «подачи» архитектурного проекта становятся важнейшим фактором, обеспечивающим его успех.
Безусловно, техника архитектурной акварели широко распространяется в 19 веке и на изображения интерьера. Здесь мастера акварельной техники достигали виртуозного, фотографического эффекта, передавая мельчайшие детали. Сегодня эти работы, являясь великолепными художественными произведениями, имеют еще и огромную документальную и историческую ценность. Известно множество случаев, когда утраченные, в силу трагических обстоятельств, интерьеры восстанавливались только благодаря сохранившимся акварелям 19 века.
В России высоким уровнем обучения технической (архитектурной) акварели в 19 веке славилось петербургское училище Штилица, московское Строгановское училище технического рисования и, конечно, Императорская академия художеств. Лучшие выпускники отправлялись в пенсионерские поездки в Италию, где создавали великолепные работы с видами архитектурных пейзажей, дворцов и их интерьеров.
Одним из крупнейших мастеров архитектурной акварели первой половины 19 века является замечательный художник Василий Семенович Садовников. В своем творчестве художник с документальной точностью и великолепным мастерством отразил исторический облик современного ему Петербурга, а также пригородных дворцов и усадеб. Акварели В.Садовникова отличаются особым ярким колоритом и вниманием к мельчайшим деталям. Художник также делал особый акцент на эффектном оформлении работы: выполнял декоративное орнаментальное обрамление рисунка, покрывал поверхность лаком для более яркого цвета. Садовников часто выполнял быстрые эскизы с натуры: художник делал зарисовки петербургских пейзажей, сцен городской жизни, архитектурных построек и интерьеров. Работы эти формируют особый авторский взгляд художника на свою эпоху.
Пожалуй, самым известным представителем направления архитектурной акварели в России 19 века является И.Монигетти – архитектор Высочайшего Императорского двора, блестящий живописец и график. По проекту Монигетти были построены множество великолепных зданий, но более всего архитектор известен своими проектами дворцовых интерьеров: Юсуповского, Мариинского, Аничкова дворца в Петербурге, Екатерининского дворца в Царском Селе и многих других. По проектам Монигетти в 60-х годах 19 века были построены Большой и Малый Императорский дворец в Крыму. Помимо своих архитектурных проектов, Монигетти работал и как художник декоративно-прикладного искусства. Он создал оформление прославленной императорской яхты «Держава» вплоть до мельчайших деталей – даже сервизы для императорской яхты были созданы по проекту художника.
Великолепным образцом архитектурной акварели И.Монигетти является работа 1898 года «В дворцовой галерее» (Акварель, гуашь, графитный карандаш. 35х29 см. Коллекция Антикварной галереи «Петербург»). Художником мастерски передана перспектива уходящей вдаль галереи залов с мельчайшими архитектурными деталями. Фигуры людей на среднем и дальнем плане передают особую торжественную атмосферу, царящую в залах, а также соотносят работу с определенной исторический эпохой.
И.Монигетти «В дворцовой галерее», 1868 г. Акварель, гуашь, графитный карандаш. 35х29 см.
Антикварная галерея «Петербург»
Современником Монигетти был еще один великолепный мастер акварельной техники Луиджи Премацци. Художник родился в Милане, но в 1839 году переехал в Россию, где заработал признание и внимание со стороны Императорской семьи. По заказу Императора Премацци выполнял архитектурные рисунки с видами залов Нового Эрмитажа. Художник по праву считается одним из ведущих мастеров перспективной живописи в России второй половины 19 века. Его произведения, отражающие виды дворцовых интерьеров, выполнены с фотографической точностью, удивительно живо и детально. Кроме того, особенно известна крымская серия рисунков Премацци: с 1860-х годов художник летние месяцы проводил в Крыму, где создал великолепные работы с пейзажами Бахчисарая, Алупки, Массандры, Севастополя, Ялты.
Расцвет акварельной живописи в России связан с деятельностью Общества русских акварелистов, которое было основано в 1880-х годах. Ему предшествовал камерный «Кружок русских акварелистов», созданный по инициативе Э. С. Вилье де Лиль-Адана. В него также входили Альберт Бенуа, Луиджи Премацци, Александр Беггеров и другие. Общество регулярно устраивало выставки в помещении Общества поощрения художеств, а затем и в залах Академии. В 1890 году выставку Общества посетил император Александр III. В последующие годы императорская семья традиционно посещала вернисажи общества акварелистов, которое позже получило честь называться Императорским. В 1899 году выставка Общества акварелистов собрала более 30 тысяч посетителей – непревзойденный результат для художественного объединения. Деятельность общества в значительной степени способствовала развитию акварельной техники как особого вида изобразительного искусства.
В начале 19 века постепенно архитектурная акварель становится менее популярной, воспринимаясь как весьма академический жанр. Она уступала место авангардным экспериментам в искусстве и фотографии как средству документирования современности. После революции Общество было распущено.
Возврат к списку