Сейчас Вы здесь:
Статьи Императорское Строгановское училище и расцвет «русского стиля» в искусстве художественной обработки серебра20.05.2019 |
Императорское Строгановское училище и расцвет «русского стиля» в искусстве художественной обработки серебра
Так называемый «русский стиль» в ювелирном искусстве и, в особенности, в художественном серебре в России стремительно развивается во второй половине 19 века и своего расцвета достигает на рубеже 19-20 столетий, когда интерес к формам древнерусского искусства соединяется с причудливыми формами стиля модерн, формируя его масштабное национально-романтическое направление. Сегодня художественное серебро этого периода, созданное прославленными московскими и петербургскими фирмами и мастерскими, такими как Фабрика П.А.Овчинникова, фирмы П.Ф.Сазикова и Карла Фаберже, известны во всем мире и привлекают особое внимание коллекционеров. Однако нельзя забывать, что удивительный расцвет мастерства серебряного дела в России в этот период, возрождение древнерусских методов обработки металла, а также изучение орнаментов и форм народного искусства непосредственно связаны с развитием художественно-промышленного образования.
Серебряная сахарница «лукошко». Фирма П.Ф.Сазикова. Россия, 1872 г. Серебро 84 пробы. Антикварная галерея «Петербург»
Постепенный переход производства ювелирных изделий и предметов прикладного искусства из отдельных маленьких мастерских к крупным фирмам и мануфактурам, обладающим более высоким уровнем технического оснащения, приводит к острой необходимости в систематической подготовке мастеров. Одним из главных центров профессионального образования ювелиров, а также развития «русского стиля» в декоративно-прикладном искусстве становится основанная в 1825 году графом С.Г.Строгановым «Школа технического рисования в отношении к искусствам и ремеслам», которая стала одним из первых художественно-технических учебных заведений в России.
Серебряный ковш. Декор (фрагмент). Мастерские Строгановского Императорского училища.
Россия, конец 19 – начало 20 века. Серебро 88 пробы, эмаль, инкрустация, кость. Антикварная галерея «Петербург»
Поиски национального стиля в декоративно-прикладном искусстве с 40-х годов 19 столетия были непосредственно связаны с изучением и возрождением традиций древнерусского и народного искусства. Интерес к отечественной истории, изучение литературных источников, памятников древнерусской архитектуры приводит к активному применению в ювелирном деле национальных орнаментальных мотивов и возрождению форм народного ремесла. Кроме того, естественным образом интерес к древнерусскому искусству вызывает и возрождение забытых методов художественной обработки металла. Применение перегородчатой и выемчатой эмали, скани, чеканки и гравировки встречается в изделиях, вдохновленных формами давно ушедших из быта видов утвари - ковшах, братинах, чарках, пышно декорированных сканным орнаментом и многоцветными эмалями. Так, все большую популярность среди дворянского и купеческого сословия получают изделия из металла, воссоздающие предметы народного быта.
В 1860 году рисовальная школа графа Строганова была реорганизована и получила название Строгановского училища технического рисования. В следующем году директором училища был назначен В.И.Бутовский, с именем которого, во многом, связан расцвет национально-романтического направления в русском искусстве. По его инициативе в учебную программу Строгановского училища входит копирование предметов народного быта, орнаментов из рукописных книг, изучение древних архитектурных памятников и церковного искусства. Кроме того, благодаря деятельности В.И.Бутовского издается важнейший хрестоматийный труд «История русского орнамента с X по XVI вв. По древним рукописям», который становится настоящей сенсацией и начинает изучаться и активно использоваться лучшими ювелирными мастерами.
В 1900 году в честь 75-летия со дня основания учебное заведение было удостоено чести именоваться «Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное Училище». Примерно в это же время здесь были открыты 18 основных мастерских, в том числе и по художественной обработке металла, такие как чеканная, монтировочная, эмалевая, ювелирная и литейная. Развитие системы художественно-технического образования ведет к систематизации применения теоретического и практического обучения. Так, диплом художника прикладного направления мог получить только ученик, окончивший теоретический общеобразовательный курс, а также освоивший практические занятия во всех восемнадцати специализированных мастерских.
Занятие в мастерской Строгановского училища. 1907–1912 гг. Источник: Музей МГХПА им. С.Г.Строганова
В мастерских художественной обработки металла Строгановского училища ученики под руководством прославленных мастеров, преподававших в учебном заведении, создавали готовые законченные произведения, имеющие особое клеймо. Эти произведения дарились высокопоставленным лицам, с огромным успехом участвовали в международных художественно-промышленных выставках, а также продавались в специализированном магазине при училище. К сожалению, в настоящий момент эти произведения являются настоящей коллекционной редкостью и встречаются лишь в некоторых собраниях московских музеев, а также в частных коллекциях.
Произведения мастерских художественной обработки металла Строгановского училища создавались либо одним учеником, либо целым группой учащихся в нескольких мастерских с совместным применением различных техник. Чаще всего для изготовления ювелирных изделий в мастерских использовали серебро, активно использовалась медь, латунь и бронза. Ювелирные изделия украшались полудрагоценными камнями, великолепными цветными эмалями, жемчугом, перламутром, а также слоновой костью.
Настоящим шедевром художественного серебра, созданного в мастерских Строгановского училища, является великолепный серебряный ковш, украшенный орнаментальными композициями из цветных эмалей, инкрустацией из полудрагоценных камней и резной миниатюрой из слоновой кости. Ковш был создан здесь в конце 19 – начале 20 века, на что указывает и специальное клеймо учебного заведения.
Серебряный ковш. Мастерские Строгановского Императорского училища.
Россия, конец 19 – начало 20 века. Серебро 88 пробы, эмаль, инкрустация, кость. Антикварная галерея «Петербург»
Серебряные изделия с эмалью, техническое совершенство и художественные характеристики которой к концу 19 века достигают небывалых высот, становятся лучшими образцами периода расцвета национально-романтического направления в русском прикладном искусстве. Так, благодаря технологическому развитию значительно увеличивается разнообразие эмалевых красок. В декоре ювелирных предметов начали использоваться цветные прозрачные эмали, которые позволяли достичь великолепных цветных переливов. В мастерских Строгановского училища широко применялись различные техники эмали - перегородчатая, выемчатая, витражная, эмаль по скани, а также живопись эмалевыми красками по серебряным и медным пластинам.
Серебряный ковш. Эмаль (фрагмент). Мастерские Строгановского Императорского училища.
Россия, конец 19 – начало 20 века. Серебро 88 пробы, эмаль, инкрустация, кость. Антикварная галерея «Петербург»
Характерным является украшение эмалями разнообразной серебряной посуды, интерпретирующей формы древнерусской утвари: ковши, чарки, братины. В конце 19 -начале 20 века орнаментальный эмалевый декор становится более сложным и разнообразным: в нем сочетаются стилизованные растительные и геометрические мотивы, которые часто дополняются изобразительными элементами и композициями. При украшении серебряных ковшей часто совместно применяли различные материалы и техники. В данном случае виртуозно исполненные эмалевые орнаментальные композиции сочетаются с инкрустацией полудрагоценными камнями и элементом из слоновой кости. На резном медальоне изображена сказочная сцена с героями из древнерусских былин и сказаний. Традиционно среди сюжетов, использовавшихся в фигуративных композициях, украшавших серебряные изделия «русского стиля», преобладало обращение к фольклорным источникам – былинам, народным сказкам и их персонажам – витязям, птицам-сиринам, филинам. Также часто встречаются сцены из русской народной жизни.
Поднос. Императорское Строгановское училище. Начало 20 века. Медь, чеканка, перегородчатая эмаль. Частное собрание
Деятельность Строгановского училища, в котором в конце 19 века – начале 20 века преподавали выдающиеся мастера русского искусства, такие как Ф.О.Шехтель, М.В.Врубель, К.А.Коровин, П.В.Кузнецов, сыграла огромную роль в формировании национального стиля в искусстве. Училище стало настоящим центром изучения и популяризации культуры «русской старины». Более того, училище было непосредственно связано с лучшими предприятиями художественной промышленности России того времени. В Совет училища входили такие предприниматели как С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, М.П. Овчинников. Лучшие работы учеников отбирались руководством ведущих мануфактур для дальнейшего производства и продажи. Сегодня произведения ювелирного искусства, созданные в мастерских Строгановского училища, являются памятников периода его наивысшего расцвета и представляют огромную музейную и коллекционную ценность.
Санкт-Петербург, Невский пр. 54, станция метро "Гостиный Двор" (угол Невского и Малой Садовой, напротив Екатерининского сада)
Мы открыты с 11:00 до 21:00 ежедневно, без выходных.
Телефоны: +7 (812) 571-4020,
571-2057, 571-9089
E-mail: nevsky54@mail.ru
Вконтакте: vk.com/petersburgantique
Telegram: petersburg_antique
Дзен: nevsky54antik
Вихорева Дарья Владимировна
Подольский Владимир Ильич
Тришина Ульяна Александровна
Галерея "Петербург" входит
в Ассоциацию Антикваров
Санкт-Петербурга
Мы можем организовать доставку выбранного Вами товара по России с помощью транспортных и почтовых компаний. Осуществим надежную упаковку. Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, в зависимости от выбранного товара. Небольшие предметы отправим по стоимости пересылки транспортными компаниями.
Принимаем к оплате наличные, карты Visa, MasterCard, American Express.